Двигатель автомобиля – достаточно сложный механизм. Его работа очень точно сбалансирована, постоянно контролируется и подстраивается с помощью дополнительного оборудования. Нарушение обычного рабочего ритма двигателя можно определить по плавающим оборотам при его холостой работе.
Нормальное число оборотов без нагрузки составляет 700-800, когда двигатель прогрет, а педаль газа в свободном состоянии. Стрелка тахометра должна стабильно находиться в одном положении. Никаких посторонних звуков, которых раньше не было слышно, быть не должно.
На холостых оборотах плавают обороты двигателя: в чем причины
Причин нестабильности в работе двигателя очень много. Автомобили становятся всё сложнее по своему устройству и обслуживанию. Часто без специального диагностического оборудования невозможно определить поломку. Сотни датчиков и электронных блоков, программное обеспечение и даже своя сеть передачи данных становятся неотъемлемой частью любого современного автомобиля, а это усложняет ремонт в гаражных условиях.
Но причины в нарушении работы двигателя могут быть распространенными и закономерными. Перечислим самые частые, которые можно определить без дополнительного оборудования:
подсасывание воздуха во впускной системе;
загрязнение форсунок (инжекторные двигатели);
старые свечи зажигания;
пониженное давление топлива;
снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах;
нарушена герметичность в системе ВКГ (вентиляция картерных газов).
Более сложные неисправности могут потребовать вмешательства специалистов:
неисправен ЭБУ (блок управления двигателем);
нерабочий датчик холостого хода;
вышел из строя датчик распредвала или коленвала;
неисправность в коммутаторе или катушках зажигания;
ДМРВ загрязнен или вышел из строя.
Этим списком причины плавающих оборотов не ограничиваются, мы привели только самые частые, некоторые из которых попробуем разобрать.
Система подачи воздуха
Воздух в работе двигателя имеет важное значение. Для поддержания мощности и повышения КПД, а также для экономного расхода топлива служит строго дозированная система учета поступаемого воздуха. Измеряется подаваемый воздух в граммах на сантиметр, а прибором для учета служит ДМРВ (расходомер). Если воздух попадает в двигатель неучтенным (порыв во впускном коллекторе, неплотные соединения), топливная смесь будет готовиться неверно.
«Богатая» или «бедная» смесь приводит к нестабильной работе двигателя, снижению мощности, загрязнению свечей зажигания. Расходомер уже не выполняет своей функции, а подает сигнал к ЭБУ о том, что воздуха мало. Происходит компенсация недостающего воздуха топливом, что приводит к заливанию цилиндров и свечей. При загрязнении рабочей поверхности ДМРВ показания датчика неверные, что влечет за собой похожие последствия.
Проверить расходомер можно легко, сняв штекер и заведя машину. Если обороты стали стабильными, мощность повысилась, значит, датчик неисправен. Неплотные соединения в патрубках определяются подачей воздуха под небольшим давлением (примерно 0.5 бар) во впускной коллектор (двигатель не работает). Если существует утечка, её будет легко определить по соответствующему шуму.
Проверка форсунок
На бензиновых и дизельных двигателях впрыск топлива идентичен. Форсунка под давлением примерно 1 бар на цилиндр распыляет топливо в камеру сгорания. При засорении форсунки топливо распыляется неравномерно (нарушен факел).
Это приводит к нестабильной работе цилиндра, к снижению мощности и к плавающим оборотам. Определить засоренные форсунки можно без участия специалистов. Для этого откручивается рампа с установленными форсунками и вытаскивается из блока цилиндров (метод подходит не для всех автомобилей). Система остается под давлением, рампа подключена в топливопроводу.
Проверка свечей зажигания
Свечи зажигания требуют регулярного внимания. В зависимости от материала электродов (никель, платина или иридий), срок службы свечей может составлять от 10 до 60 тысяч километров. Никелевые электроды самые недолговечные, обычно меняются одновременно с заменой масла. Электроды выгорают, а расстояние между ними увеличивается. В результате появляется «блуждающая искра», а зажигание смеси в цилиндре становится нестабильным.
Внешний осмотр свечей поможет определить их исправность, а также состояние подаваемой топливной смеси. Если свеча сырая, на электродах наличие масла и топлива – такая свеча неисправна и подлежит замене. Но утверждать неисправность только лишь свечи будет неправильно. Причиной может стать неисправность катушки зажигания.
Цвет нагара на электродах и на резьбе может сказать о качестве топлива и топливной смеси. Нормальный цвет электродов – бурый. Свеча должна быть сухая и чистая. На керамической части не должно быть оранжевых следов перегрева. Если цвет металлических частей белый или черный – это говорит о неправильном смесеобразовании. Обычно причина в системе подачи воздуха.
Снижение давления топлива
Со временем топливный насос перестает выдавать нужное давление, необходимое для нормальной работы двигателя. Иногда насос начинает работать с перебоями, в результате чего давление нагнетается нестабильно, нарушается равномерность впрыска.
Также может быть нарушена герметичность соединения между насосом и топливопроводом, что выявляется внешним осмотром. Существуют и другие причины снижения давления топлива. Несвоевременная замена фильтров в топливной магистрали приводит к затрудненному проходу топлива к форсункам, а также к повышенной нагрузке на насос.
При замене выносного топливного фильтра важно не ошибиться в направлении, показанном стрелочкой. Фильтры снабжены регулятором давления (некоторые модели), который может не работать при ошибке в установке. Не забывайте про высокое давление в топливной системе при монтаже фильтра.
Снижение компрессии в камере сгорания
Двигатель автомобиля должен быть чистым и сухим. Регулярный уход за его поверхностью поможет вовремя определить различные утечки рабочих жидкостей, вовремя обратиться в мастерскую и предотвратить себя от еще больших расходов. Особенно полезно вовремя заметить утечку масла.
Причин утечки масла может быть несколько. Это и отработавшие сальники, и прокладки крышки и поддона, свечных колодцев и многие другие. Но мы рассматриваем снижение компрессии, которое часто связано с повреждением прокладки ГБЦ (головки блока цилиндров). Интенсивная утечка масла, выталкиваемого давлением из блока цилиндров, видна на поверхности двигателя.
Разрушение прокладки приводит к нестабильной работе двигателя, может привести к более опасным последствиям, таким как попадание охлаждающей жидкости в масло, нарушение геометрии блока и даже гидроудар. Своевременно заменив разрушенную прокладку можно обезопасить автомобиль от серьезной поломки и сохранить его чистым и сухим.
Система ВКГ
Частой причиной плавающих оборотов является поломка системы вентиляции картерных газов. Для чего она служит, не всем и не всегда понятно. Но если сказать в двух словах, то при работе двигателя в его картере создается давление газа, образованного при сгорании масла и топлива. Это давление периодически нужно сбрасывать посредством удаления газов специальной системой.
Вентиляция КГ достаточно сложная по своему устройству, имеет в составе множество клапанов и патрубков сложной формы, которым свойственно периодически засоряться и разрушаться. Регулярное обслуживание системы ВКГ приведет к стабильной работе двигателя, к снижению расхода масла и топлива. Кроме того, при плановом техосмотре можно получить серьезное замечание, если ВКГ неисправна.
Это видно по неконтролируемому задымлению в подкапотном пространстве, к загрязнению двигателя. Определить, почему плавают обороты на прогретом двигателе, можно простым способом. На заведенном двигателе открутить маслоналивную крышку и попробовать её приподнять. Если характер работы двигателя и обороты меняются, значит, система ВКГ неисправна.
Причины, связанные с неисправностью в электронных блоках и датчиках, найти и устранить намного сложнее, поэтому необходимо обратиться в автосервис.
http://procrossover.ru
Нефть-Ресурс занимается доставкой дизельного топлива