Может ли автомобильная шина «рвануть» или слететь с диска на ходу? Может. К счастью, случается это нечасто, и в большинстве случаев такой исход является закономерным результатом определенных ошибок эксплуатации, которые можно предусмотреть и не совершать.
«Шишка» на боку
Одним из факторов, повышающим риск моментальной потери давления на ходу, являются «шишки» на боковинах шин. Появляются они из-за разрыва корда, а произойти это может, например, от повреждения борта покрышки о бордюр. «Шишки» ремонтируются — как правило, изнутри ставят крепкую заплатку.
Это усиливает дисбаланс колеса, так что балансировка после ремонта нужна. Из практики — несильно поврежденная и нормально восстановленная покрышка иногда «выхаживает» не хуже целой, однако в идеале считается, что такую шину все-таки лучше положить на «запаску».
Когда «разувается»
Шиномонтажники рассказывают, что некоторые автовладельцы, желая сэкономить, иногда покупают более узкую резину, чем положено — она дешевле. Однако это небезопасно: установка относительно узкой резины на широкий диск может привести к тому, что колесо «разуется» в повороте.
Происходит это в большинстве случаев с передним, наружным по отношению к повороту колесом — на него приходится наибольшая нагрузка. Еще одна причина «разувания» — низкое давление в шинах. У недокачанного ската вероятность слететь с диска при резком подломе возрастает на 50%.
Как себя вести
Особо неприятен разрыв переднего колеса, если лопнуло заднее — «поймать» машину легче. Также весьма коварна потеря давления в повороте. Главное, если колесо резко спустило — удержать машину на первоначальной траектории. Автомобиль тянет в одну сторону, и это надо компенсировать доворотом руля в другую. Главное — не переборщить с доворотом, резко не тормозить и не выжимать сцепления: машина может уйти в неконтролируемый занос.
Короче говоря, действия водителя в чем-то схожи с действиями при экстренном торможении на «миксте». А для того, чтобы не пришлось судорожно вспоминать навыки экстремального вождения в самый неподходящий момент — лучше не забывать следить за состоянием шин. Это проще и в конечном итоге дешевле.
Экспертное мнение
Андрей ИВАНОВ, автомеханик:
– Не менее коварен износ шин: поведение машины на дороге изменяется постепенно, а потому незаметно. По сравнению с новыми покрышками у шин, изношенных до остаточного «индикатора», тормозной путь на сухом асфальте увеличивается в среднем на 20—30%, на мокром — до 60%, а скорость начала аквапланирования снижается в 2—3 раза.