История Каратэ . Каратэдо
Это современное значение слова
каратэ. Раньше оно писалось как
"кара (китайская) "тэ" рука", т.
е. "искусство китайской руки".
Замену иероглифа кара
(китайская) на кара (пустая)
произвел Фунакоси Гитин в 1936
г.. Каратэ (или, точнее,
каратэдо) - это искусство
рукопашного боя с использованием
ног), развивавшееся в течение
столетий.
Оно зародилось в шестнадцатом
веке, когда китайцы захватили
острова Окинава, входящие в
островную гряду Рюкю, и
запретили местным жителям носить
и держать у себя оружие; такое
же самое запрещение было
объявлено и позже, при японской
оккупа- ции.
Окинавский стиль боя брал пример
схожих китайских техник, которые
происходят от стилей,
практиковавшихся буддийскими
мона- хами в храме Шаолинь.
Предназначался он для самозащиты
от разбойников и чужеземных
солдат. В те времена крестьяне
тренировались тайно и понемногу
изобретали различные приемы,
позволявшие им эффективно
противостоять нападению.
Многовековые контакты с
китайцами позволили жителям
Окинавы кое-что узнать о
правилах и техниках китайского
бокса (цюань-фа), известного в
Японии как кэмпо, Это также была
система боя с использованием
ударов ногами и руками и
практически без вхождения в
тесный контакт с противником.
Она была очень эффективной,
когда требовалось быстро
"отключить" противника, а именно
это и требовалось в те времена
от боевого искусства;
эстетические и моральные
соображения мало кого
интересовали. Нынешние
приверженцы рукопашного боя "в
полный контакт" (фулл-контакт)
ссылаются на жесткие и резкие
методы раннего каратэ, чтобы
оправдать свой собственный
жесткий подход к поединку.
Но не следует забывать, что в те
давние годы боевые техники
предназначались для реального
боя; они едва ли подходят для
мирного времени, Существовало
несколько стилей раннего каратэ,
получивших названия в честь
мест, где они практиковались:
сюри-тэ, наха-тэ, то-мари-тэ и
др.
Фунакоси Гитин
Затем появился Фунакоси Гитин
(1869 -1957), учитель каратэ,
который взялся объединить
различные окинава-тэ (так
собирательно назывались
окинавские стили) и
распространить их по всей Японии
как одну из форм будо.
С этой целью он устраивал турне
по главным городам Японии, в
ходе которых демонстрировал
технику каратэ (особенно
знамениты турне 1917 и 1922
гг.), Японской молодежи это
новое окинава-тэ пришлось по
душе; в нем увидели метод
достижения неуязвимости или, во
всяком случае, некоего высшего
психического состояния.
Такие возможности представляли
благодатную почву для роста
ультранационалистических
настроений, которые поощрялись
теми, кто планировал будущее
Японии. Тренировки и состязания,
которые проводили в додзе,
носили очень суровый характер.
Удары действительно наносились,
а не "обозначались". Участники
поединков не надевали никаких
средств защиты.
Но затем сын Фунакоси Гитина,
Фунакоси Йоситака, разработал на
основе смертоносного кинава-тэ
спортивный стиль, который он
назвал каратэ-до и четко отделил
от каратэ.
Суффикс "-до" подчеркивал, что
этот новый метод не
предназначался для бойцов, но
должен был служить физическому и
духовному развитию человека.
Йоситака придал техникам
окинава-тэ, им- портированным в
Японию его отцом, больше
мягкости; удары не наносились в
полную силу.
Он кодифицировал все приемы по
той же схеме, которая раньше
была применена в дзюдо, Таким
образом каратэ стало
дисциплиной, аналогичной дзюдо,
но сохранило свои характерные
черты - использование ног и рук
для нанесения ударов (атэми) по
уязвимым точкам (кюсе)
противника и отказ от техник
захвата и броска, типичных для
дзюдо и дзю-дзюцу, Фунакоси
Йоситака был подлинным "отцом"
современного каратэ.
После военного поражения Японии
в 1945 г, американские
оккупационные власти запретили
все японские боевые виды спорта,
за исключением каратэ, которое
они считали всего лишь
разновидностью китайской
гимнастики.
Но, по мнению ряда авторов, дело
было в том, что американские
солдаты очень хотели изучить
кое-какие техники каратэ, чтобы
улучшить свое мастерство
рукопашного боя. Каратэ
становилось все более
популярным, постепенно завоевав
США, Канаду, Австралию, Европу и
многие другие страны.
Сегодня во многих странах
работают инструкторы не только
из Японии, но и из местных
жителей. В Европе следует
отметить Анри Пле, имевшего
годан (пятый ранг черного
пояса). Он принес искусство
каратэ во Францию. Ученики из
Великобритании и других
европейских стран приезжали,
чтобы поучиться у него и у
японских инструкторов, которых
он время от времени привозил во
Францию.
Среди этих учеников был Том
Моррис из Глазго,
пропагандировавший стиль сюкокай.
В конце 19бО-х и начале 1970-х
различные стили каратэ расцвели
и в Великобритании. Тацуо
Судзуки руководил преподаванием
вадо-рю, Хирокасу Канадзава -
стиля сетокан, Стив Арнейл -
стиля кекусинкай, а Стив Моррис
- стиля годзю- рю, Позже
появились и другие стили, но эти
так и остались "большой
четверкой".
С 1974 г. феномен Брюса Ли начал
будоражить умы западных
любителей кино. Ли
демонстрировал в своих фильмах
потрясающую технику ударов
ногами и кулаками, Некоторые
комментаторы боевых искусств
считают, что именно он
способствовал стремительному
росту популярности фулл-контакта.
Европейцы и американцы хотели
видеть настоящий бой,и
фулл-контакт давал им то, что им
было нужно.
Но каратэ-до остается искусством
и спортом, девиз которого: "Не
наноси удара первым!" Таким
образом, это оборонительное,
"миролюбивое" боевое искусство.
Его главные принципы таковы:
1. Мощные удары, требующие
хорошо развитой мускулатуры.
2. Концентрация силы,
максимально увеличивающая
эффективность удара.
3. Использование силы
противодействия для повышения
проникающей или пробивающей мощи
удара
4. Управление дыханием (кокю) и
развитие низко расположенного,
устойчивого центра тяжести Хара).
5. Быстрота движений и точный
расчет времени для атаки.
Мастера каратэ, не желая
отставать от других школ будо,
до- бавили к своим тренировкам
методы духовного
совершенствования и управления
умом (мидзу-но кокоро), а также
развития панорамного,
глобального видения окружающей
ситуации цуки-но кокоро.
Таким образом, практическое
физическое развитие происходит
параллельно развитию психики,
что приводит к более широкому
восприятию, как самого себя, так
и мира в целом. Для хорошего
овладения техникой требуется
длительная и подчас суровая
тренировка. Вскоре после
появления стиля Фунакоси сетокан
родились и другие школы каратэ,
которые делали упорна различные
аспекты техники и модифицировали
ее по-своему.
Кроме уже упомянутых, можно
назвать такие стили, как ситорю
и санкукай. Первый Чемпионат
Мира по каратэ-до состоялся в
Токио в октябре 1970 г.; на нем
делегаты тридцати трех стран
создали международную федерацию
каратэ (WUKO - Всемирный Союз
Организаций Каратэ).
Второй чемпионат мира состоялся
в Париже в 1972 г. Японцы заняли
все призовые места, а один из
лучших европейских каратэистов
Доминик Валера (Франция) стал
третьим в индивидуальном зачете,
вместе со своим
соотечественником Совеном.
Последующие чемпионаты мира
проводились под эгидой WUKO и
принесли ему полное признание: в
США (1975), Токио (1977),
Мадриде (1980), Тайбэе (1982),
Маастрихте (1984), Сиднее
(1986). На чемпионатах действуют
весовые категории, как и в
дзюдо. С 1981 г. проводятся
женские чемпионаты.
С 1980 г. проводятся чемпионаты
по фулл-контакту, в которых
существует дополнительная
весовая категория -
супертяжеловесы. У каратэистов (каратэ-ка)
существуют такие же ранги (кю и
даны), как и у дзюдоистов (дзюдо-ка).
Их тренировочная униформа
называется каратэ-ги, По
некоторым оценкам, в мире
насчитывается около 15 миллионов
каратэ-ка.
http://www.single-combat.ru