Поиск по сайту

Разделы

Вход в систему

Зарегистрироваться
Логин

Пароль

Забыли пароль?


Новое на сайте


PO4EMU.RU » Разное » ПОЧЕМУ у музыкальных нот такие названия?



Изобрел привычную нам систему записи нот Гвидо Аретинский или просто Гвидо д'Ареццо – бенедиктинский монах, живший в XX-XXI веках.

Ареццо – маленький городишко в Тоскане, близ Флоренции. В местном монастыре монах Гвидо учил певчих церковным песнопениям. Работа его была нелегка и кропотлива, ведь все свои умения и знания он передавал из уст в уста, каждому ученику в отдельности.

 

Певчие, подражая голосу преподавателя, день за днем разучивали гимны и песнопения католической мессы, коих было не счесть. При такой системе обучения полный курс занимал около десяти лет. Согласитесь, очень долго и хлопотно!

Тогда Гвидо Аретинский придумал записывать звуки специальными значками – нотами (латинское слово «nota» обозначает «знак»). Ноты в виде заштрихованных квадратиков монах размещал на нотном стане, который состоял из 4-х параллельных линий.

В наше время линий стало пять, и ноты стали овальными, но сам принцип, введенный Гвидо Аретинским, остался неизменен. Нот – семь, вместе они образуют октаву. Чем выше нота, тем на более высоких линейках она изображалась.

Каждой из таких семи нот монах Гвидо дал особое название: ut, re, mi, fa, sol, la, si, взяв их из первых слогов каждой строчки гимна Святому Иоанну, так как каждая традиционно пелась на тон выше:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

Что переводится с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о Святой Иоанн!


Названия этих придуманных Гвидо нот, кроме самой первой, заканчивались на гласный звук, чтобы их удобно было петь. Лишь слог ut был закрытым, и пропеть его было трудно. Поэтому со временем наименование первой ноты октавы изменили на do (вероятнее всего происходит она от латинского «Dominus», что значит «Господь»). Предложил это Дж. Дони примерно в 1540 году.

Седьмой ноте октавы si, получившейся после сокращения последних двух слов строк гимна: «Sancte Ioannes», дал ее нынешнее название некий Х. Вальрант еще немного позже – в 1974 году.

С тех пор ноты имеют названия, к которым мы все и привыкли с детства: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. А благодаря монаху Гвидо Аретинскому выучить мелодию, чтобы спеть ее или сыграть, стало гораздо проще!

 

Статью подготовил Гальчук Андрей. Специально для проекта www.po4emu.ru