Поиск по сайту

Разделы

Вход в систему

Зарегистрироваться
Логин

Пароль

Забыли пароль?


Новое на сайте


PO4EMU.RU » Дети » ПОЧЕМУ для подростков мнение ровесников важнее, чем мнение родителей?



Все исследователи психологии отрочества в один голос говорят об огромном значении общения подростков со своими сверстниками. Отношения с товарищами занимают центральное место в жизни любого тинэйджера и во многом определяют его манеру поведения в большинстве ситуаций.

 

Для подростка важно не просто общаться со сверстниками, главное – это занимать достойное положение в компании.

 

Для некоторых - это желание быть лидером, для других - быть признанным и преданным другом, для третьих - полным авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае такое желание является главной причиной общения любого тинэйджера. А если подростку этого не удается, то он может забросить учебу или, не дай Бог, вообще натворить глупостей с криминальным оттенком.

 

Цель общения у ребенка меняется с возрастом: в 4 классе для детей достаточно всего лишь общаться с ровесниками, заниматься общими делами, просто быть вместе; в 5-6 классах - главная цель ребенка - занять определенное место в коллективе (компании), а к 7-8 классу – основным желанием становится признание личности подростка сверстниками.

 

Несмотря на то, что общение со сверстниками у подростков имеет первостепенное для них значение, взрослые, как правило, этого не понимают и не видят никаких причин для переживаний. 

 

И что происходит, когда родители не хотят замечать нехватку общения у своего незаметно выросшего ребенка? Тинэйджеры удовлетворяют эти потребности в кругу сверстников, здесь они получают желанное признание и поддержку. Ценность общения с ровесниками еще больше увеличивается, потому как здесь он получает то, чего был лишен в семье – внимание и заинтересованность.

 

Что дает общение подростку?

 

У старшеклассников складываются новые ценности, появляются переживания и потребности, которые понятны и близки только их сверстникам. «Тебе не понять!» - часто слышат родители от своих чад в ответ на попытку разобраться в том, что волнует их детей.

 

Очень часто родители с высоты своего жизненного опыта не считают наболевшую проблему ребенка важной, в то время как для подростка именно она становится камнем преткновения, неразрешимой задачей, пренебрежение к которой со стороны взрослых его сильно обижает. И как бы не было интересным общение с родителями и учителями, оно уже не может полностью замещать общение с ровесниками. 

 

С возрастом общение детей со своими ровесниками усложняется, становится более глубоким. Эти отношения отличаются степенью близости: подросток может иметь знакомых, близких приятелей или одного-единственного друга. Общая картина общения тинэйджеров становится более сложной, так как определяются симпатии и антипатии друг к другу, выделяются пары, группы, компании.

 

Со временем общение с одноклассниками выходит за пределы учебы, в него включаются новые интересы, занятия, увлечения, и это превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Эта, если можно так выразиться, личная жизнь становится настолько притягательной и важной, что учеба и общение с родителями отодвигаются на второй план.

 

Подростки начинают отдаляться от них и жить "своей" жизнью, они мало рассказывают о себе, много скрывают и часто врут. Попытки родителей ограничить или каким-либо образом регламентировать общение с друзьями наталкиваются на сильное сопротивление и приводят лишь к ссорам. Подростки ревностно защищают возможность свободного общения со сверстниками, неограниченного ни временем, ни местом.

 

Одиночество же невыносимо для подростка, и если отношения с одноклассниками складываются неблагополучно, он ищет друзей вне школы. Здесь–то и скрывается опасность попасть под дурное влияние улицы: когда подросток одинок - он неразборчив в выборе товарищей, довольствуется уже тем, что принят в компанию. В уличных компаниях или неформальных группах очень часто приветствуется агрессивность, в то же время может развиваться замкнутость и чувство неуверенности, подавленности.

 

Чем отличается общение подростков?

 

Конечно определенным стилем, именно в этом возрасте "расцветает" такое явление, как собственный язык подростков – сленг. Достижением тинэйджеров становится оригинальные, с их точки зрения, слова и выражения, которые могут иметь несколько значений в зависимости от ситуации. 

 

Общение в этом возрасте отличается пренебрежительностью, которая разрушает границы и дистанции, и вуалирует неуверенность в себе, свойственную «переходному возрасту». 

 

Помимо сленговой речи, появляются специфические жесты и позы, в большинстве случаев агрессивные и циничные. Но, как правило, подростков мало интересует глубинный смысл используемых в общении поз и жестов. Они подхватывают эти телесные формы экспрессии, интенсивно используют их независимо от своей половой принадлежности, потому как «чувство коллектива», а проще говоря стадное чувство, как правило, в этом возрасте приветствуется.

 

В середине подросткового возраста даже хорошие отношения с одноклассниками не могут удовлетворить полностью потребность в общении, подростку необходим близкий друг.

 

Развитие внутреннего мира подростка рождает потребность в интимном друге, с которым можно всем поделиться, посоветоваться, найти поддержку и помощь, от друга ждут откровенности и внимания, чуткости и отзывчивости. Общение друзей - сверстников, в котором открывается самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе.

 

В общении с друзьями происходит самообучение «взрослым правилам игры», а точнее жизни,– это одно из приобретений подросткового возраста. Появляющиеся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка на освоение новых (взрослых) видов общения. Этому способствуют физическое развитие и идентификация себя со взрослыми.

 

Эти факторы влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу, как к представителям противоположного пола. Особое значение, конечно же, придается личной привлекательности. Разница в развитии между мальчиками и девочками служит источником переживаний и часто слишком высокий рост девочки или низкий у мальчика воспринимается подростками как неполноценность, что может привести к появлению всевозможных комплексов.

 

Позднее отношения усложняются, исчезает непосредственность и появляется либо безразличие, либо стеснительность. 

 

В этот период подростки испытывают первые чувства влюбленности, но даже при взаимной симпатии открытые дружеские отношения проявляются редко, так как подростку необходимо преодолеть чувство скованности и быть готовым противостоять насмешкам сверстников, скрывающих под такой жестокой маской собственное неумение строить отношения с противоположным полом.

 

У старших подростков отношения между полами более открытые: в компаниях мальчики и девочки начинают общаться более свободно. Привязанности придается большое значение, а отсутствие взаимности может стать причиной сильных переживаний, неадекватных реакций, а в некоторых случаях могут приводить даже к попыткам самоубийства.

 

В свою очередь, родителям необходимо научиться воспринимать своего ребенка по-новому, учитывать его изменения и постараться не ограничивать столь важное для этого возраста общение. Ведь общение со сверстниками дает много нового.


В этот период интенсивно увеличивается словарный запас, приобретается навык оперирования словами и обогащается язык, а новые переживания подростков ищут соответствующие словесные формы.

 

http://parent.fio.ru