История самовара
"Самовар, самоварец,
самоварчик"... - читаем мы у
Даля. Так ласково звали его в
прошлые времена. Красавец, душа
домашних чаепитий и символ
семейного благополучия,
неотъемлемый атрибут русского
застолья, оказывается, имеет
отнюдь не русские корни.
Установлено, что принцип его
действия был известен еще во
времена античности: в
металлическую емкость,
наполненную водой, бросали
раскаленный камень, который
доводил воду до кипения.
Впоследствии в странах Европы
появились уже более совершенные
конструкции самовара. В России
же самовар узнали в начале
царствования Петра I: император
привез его из Голландии.
На Руси самовар обрел вторую
родину, став чисто российским
феноменом. Возможно, столь
широкое его распространение у
нас связано с особенностями
климата.
Чтобы согреться, люди пили по
15-20 чашек чая! Вспомните хотя
бы героиню популярной
кинокомедии 60-х "Приходите
завтра", приехавшую из сибирской
глухомани в Москву. В ресторане
Фрося Бурлакова попросила на
ужин привычные "шесть стаканов
чаю". Кроме того, самовар,
нагревая воду, обогревал еще и
помещение.
Самовары в России стали
изготовлять где-то с середины
XVIII века на Урале. Вначале их
производство освоили кустари,
серийное же производство вскоре
было налажено на Демидовских
заводах. Первые самовары не были
похожи на современные, они
предназначались для
использования в походных
условиях, потому были невелики.
Позднее медную посуду стали
выпускать в Ярославле, Москве,
Петербурге, Вологде, Костроме.
Ну, а статус столицы самовара по
праву получила Тула. Газета
"Русские ведомости", сообщая
перечень всех существующих в
Туле фабрик, отмечала, что
"первое место занимают фабрики
медных изделий числом 55.
Их них 34 исключительно
приготовляют самовары. Их
изготовляют в год на 381700
рублей, а занято работой 1200
человек". В Туле работали целые
династии самоварных фабрикантов:
Балашовы, Маликовы, Воронцовы,
Леонтьевы, Сомовы, Шемарины.
Самую знаменитую в Туле фабрику
держали Баташовы.
Еще более широкое
распространение получило
чаепитие в XIX в., не без помощи
самоваров, которые утвердились и
в российских домах, и в
трактирных заведениях. Как
предмет национального быта
самовар неизменно присутствовал
в русских романах: от Пушкина до
Бунина.
В конце XIX в. тульские заводы
выпускали уже около 700 тысяч
самоваров в год. Самоварный бум
пришелся на 70-е гг. XIX века.
Стали проводиться специальные
выставки, где лучшим самоварам
вручались медали. Оттиски наград
помещались на сияющие бока
победителей. Интересно, что цена
самовара зависела не от красоты,
а от веса: чем тяжелее самовар,
тем дороже он стоил. В это же
время открылись фирменные
магазины в Москве и
Санкт-Петербурге.
Наряду с фабричным
производством, самовары стали
изготавливать чуть ли не в
каждой кузне. Целые деревни
специализировались на
изготовлении отдельных деталей.
Затем мастера привозили свою
работу в город, на фабрику. Там
из частей собиралось готовое
изделие. Можно только
поражаться, как неграмотные в
подавляющем большинстве кустари
могли достигать (имея лишь
образец) такой точности, при
которой сделанные в разных
местах детали идеально подходили
друг к другу.
В процессе изготовления самовара
участвовали разные мастера.
Литейщики готовили земляные
формы, отливали ручки и краны,
кузнецы пробивали на прессах
фигурные отверстия конфорок,
отдушников, поддонов. Главным
специалистом был наводильщик или
стеночник. Он делал основную
часть самовара - тулово.
На специальных фигурных
наковальнях-кобылинах из
спаянных медных листов ковали
самоварный корпус и два меньших
цилиндра, образующих внутренний
кувшин. Чтобы медь не лопнула
при ковке, заготовку обжигали в
печи до 18 раз.
Спаянные части жаровой трубы
после наводки травили кислотой,
потом лудили. Лудильщик
обрабатывал и внутреннюю часть
самовара. Затем токарь полировал
его, слесарь делал кран и ручки,
сборщик подгонял отдельные части
и чистил, а столяр вытачивал
деревянные "хватки".
Вначале самовары делали
исключительно из красной меди, а
потом стали использовать более
дешевые сплавы типа латуни.
Хотя истории известны и
серебряные самовары, и даже
золотые, красной (чистой) меди -
металлу, обладающему
исключительной
теплопроводностью, - отдавали
предпочтение. Что касается форм,
здесь русские кузнецы не знали
себе равных. Только в Туле
производилось около 150 видов.
Установлено, что к делу их
изготовления привлекались даже
известные художники и
скульпторы.
Самовар не только стал частью
русской экзотики, но принес
пользу отечеству. Водогрейный
сосуд для чаю, как продукт
народной технической мысли, дал
толчок изобретательской
деятельности соотечественников.
Например, изобретение
прямоточного реактивного
двигателя и создание
теоретических основ для его
проектирования в конце 20-х гг
XX в. Б. Стечкиным, родившимся в
Тульской губернии, несомненно,
навеяны "тяговыми" эффектами в
самоваре.
А одно из усовершенствований
знаменитого в первой половине XX
в. станкового пулемета
английского конструктора X.
Максима - применение
охлаждаемого ствола - основано
на принципе заливания воды в
самовар.
Существуют целые музеи
самоваров, организуются
специальные выставки, которые
изумляют разнообразием и
совершенством форм, красотой и
изысканностью, приглашая нас
забыть, хоть на время, о
суетности бытия, остановиться и
согреть душу.
http://www.samovarchik.spb.ru