Почему так жестоки дети?
ИСТОРИЯ из столичной
криминальной хроники.
Две
школьницы 14 и 15 лет утопили в
Яузе свою подругу. Сначала они
ее избили, потом пытались
зарезать пилкой для ногтей и
разбитой бутылкой.
Уже
потерявшую сознание жертву
оттащили к реке, положили в воду
и сели сверху.
Не вставали до
тех пор, пока, по их словам, «не
перестало булькать». Затем
девицы отправились в свой двор и
обо всем преспокойно рассказали
подругам.
«ЗАЧАСТУЮ действия девушек и
молодых женщин по ряду критериев
приближаются к криминальным
поступкам, характерным для
мужчин», — отмечает доктор
юридических наук Марк Крутер.
Впрочем, и парни не отстают. Недавно в Ясеневе задержали юных
отморозков, подозреваемых в
убийстве 31-летней сотрудницы
Минюста.
Возвращаясь домой
поздним вечером, женщина шла
мимо школы, где на заборе сидели
четверо тинейджеров. Ни слова не
говоря, затащили ее в школьный
двор и изнасиловали. Затем
задушили и забрали сумочку и
золотые украшения. Заводиле этой
компании всего 15 лет… Почему
наши подростки такие жестокие?
Порочный круг
СЧИТАЕТСЯ, что жестокость и
агрессия детей вызваны
неправильным поведением
взрослых. Иначе говоря, ошибками
в воспитании. Скажем, двухлетний
малыш, ползая по квартире, залез
на стол и схватил вазу. Мать
вырывает вазу из рук: «Нельзя!»
Ребенок плачет, тянется к ней,
но она сердится: «Отойди от
меня!»
Малыш страдает, не
понимая, в чем его вина.
Позднее, в совершенно
непредвиденной ситуации, как
утверждают психологи, эти
страдания могут выйти боком.
Ребенок (или уже подросток, а то
и взрослый) отыграется агрессией
по отношению к другому человеку.
Причем агрессией
немотивированной, то есть ничем
не обоснованной.
Кто из нас не видел такую
картину: родители лупят ревущего
малыша и гневно кричат на него.
«Здесь-то и возникает порочный
круг, — считает кандидат
психологических наук Светлана
Колосова. — Агрессия порождает
агрессию.
В сознании ребенка
жесткое поведение родителя
фиксируется как допустимая форма
социального поведения. А если
ребенок воспитывается в
агрессивной микросреде, что
сейчас для Москвы не редкость,
то он вырастает человеком, для
которого это единственное
средство достижения целей».
«Нравственное самосознание,
способность давать моральные
оценки закладываются только в
возрасте 7–8 лет. А до этого
ребенком движет чистое
любопытство, желание познать мир
через собственный опыт. И в
процессе этого познания ребенок
может доставить страдания
другому живому существу — кошке,
птенцу», — поясняет старший
научный сотрудник Института
психологии РАН Маргарита
Воловикова. По ее мнению,
возросшая детская жестокость
имеет целый ряд причин:
«Многие
московские семьи сейчас имеют по
одному ребенку и предпочитают
воспитывать его дома, в
«тепличных условиях» — в детских
садах дефицит мест, а доходы
позволяют нанять няню. Но малышу
надо общаться со сверстниками,
только так он научится понимать
другого человека, в том числе
его страдания и боль. Еще одна
причина — современное
телевидение и реклама.
Детям
нужны сказки, мультики о дружбе
и добре. А что хорошего в
голливудских мультфильмах, где
герои лупят друг друга, где один
непременно должен добиться
преимущества над другим с
помощью физической силы и
оружия? Да, это может быть
положительный герой, но тогда он
задает установку: насилие — не
обязательно зло, «хорошие» тоже
себя так ведут».
От зависти — к агрессии
К РЕКЛАМЕ у психологов особые
претензии. В качестве образца
она предлагает детям и
подросткам то, чего у них нет и
будет только тогда, когда
родители соблаговолят выделить
из кошелька энную сумму.
Школьник видит, что у
сверстников есть сотовые
телефоны. А его семье хватает
только на пропитание, тут уж не
до мобильника.
В качестве
компенсации возникает агрессия:
да, я бессребреник, но зато я
сильнее. Конечно, такое было и
раньше (вспомним, как в
советских школах недолюбливали
«мажоров»), но в условиях
катастрофического социального
расслоения, которое особо остро
чувствуется в мегаполисе,
озлобленность на благополучных
ровесников становится нормой. Со
всеми вытекающими...
После
ровесника агрессия перекинется
на бомжа, иностранца, случайного
прохожего, что уже стало
практически ежедневно
происходить в Москве…
«Раньше молодежная преступность
преобладала над подростковой,
теперь отрыв резко сокращается,
— подчеркивает Марк Крутер. — Те
правонарушения, что 10 лет назад
были свойственны 20-летним,
теперь совершают 15-летние.
Примерно треть случаев —
хулиганство, 20% — кражи, далее
идут грабежи и разбои, тяжкие
телесные повреждения,
изнасилования.
Примечательно,
что подростки и молодежь чаще,
чем взрослые, совершают
преступления в отношении лиц, с
которыми они вообще не были
знакомы. А ведь с чужим,
незнакомым человеком можно вести
себя особо жестоко — ничто не
сдерживает».
Кстати, количество попыток
самоубийства среди подростков по
сравнению с прошлым годом
увеличилось более чем в два
раза. И это тоже жестокость и
насилие. Только по отношению к
самим себе.
НАКАЗЫВАЯ детей за провинности,
нельзя раздражаться и злиться на
них. Они должны чувствовать, что
вам не нравятся их плохие
поступки, а не они сами.
Если вы пришли с работы
уставшими или у вас плохое
настроение, надо успокоиться и
достичь душевного равновесия,
прежде чем браться за игры с
ребенком или его воспитание.
Присутствие в доме животного
способствует нравственному
развитию ребенка. Для него это
источник радости и положительных
эмоций. Общаясь с животным,
ребенок учится проявлять
заботливое отношение к миру в
целом. С 3–4 лет можно завести
дома хомячка, рыбок, черепаху
или котенка, с 5 лет — собаку.
Не забывайте и о том, что лучшая
методика нравственного
воспитания — это приобщение к
вере.
http://www.aif.ru